Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Фаина Раневская

Фаина Раневская – мастер роли и острого слова, часто даже нецензурного. Факты ее биографии, интересные роли и высказывания мы собрали для вас в этой статье.

Фаина Георгиевна Раневская (настоящая фамилия Фельдман) родилась 27 августа 1896года в Таганроге в семье Гирши Хаймовича Фельдмана, который был владельцем небольшой фабрики, нескольких домов, магазина и парохода. У неё была мать, сестра и два брата, были и друзья, но Фаина всегда чувствовала себя неуверенно и одиноко, возможно, из-за того, что с детства слегка заикалась.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Семья жила в достатке, дети учились, Фаина получила домашнее воспитание, занималась вокалом, музыкой, иностранными языками, много времени отдавала чтению, увлекалась кино и театром. Экстерном окончила женскую гимназию, утвердившись в своём решении стать артисткой, занималась в частной театральной студии. Родители не одобряли этот её выбор, но она, поссорившись с ними, всё же в 1915году уехала в Москву поступать в театральное училище.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

В Москве Фаине не удалось поступить в театральное училище, некоторое время она училась в частной театральной школе, но потом, когда закончились деньги, ей пришлось идти подрабатывать в массовке и на небольших ролях в различных театрах. Начался трудный период в её жизни, да ещё и семья в 1917 году эмигрировала из России. Фаина осталась одна без поддержки.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Революционные события, развивавшиеся в стране, не радовали и не занимали её. Наоборот, она понимала, что нестабильность в стране усложнит её и без того сложную жизнь. «Когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности», - вспоминала она позже.

Фаине Раневской пришлось поработать во многих периферийных театрах, а в 1931году она возвратилась в Москву, но здесь она тоже была вынуждена менять театры и роли. Фаина пребывала в постоянном поиске себя, занималась самосовершенствованием, искала роли, достойные её таланта. "Переспала со всеми театрами Москвы и ни с кем не получила удовольствия",- говорила о себе Раневская. Причиной этого её непостоянства был тот факт, что «из театра ушел трепет, а это главное для актера».

Несмотря на то, что Фаина всегда была недовольна своей работой, она прекрасно играла в театре, уверенно держалась на сцене, отличалась от других умением импровизировать, вносить интересные поправки в тексты, даже роли для себя придумывала и добивалась, чтобы их вписывали в сценарий. Всё это делало её блистательной актрисой, притягивало к ней людей и зрителей. Лучшей работой актрисы этого периода считается роль Шарлотты в «Вишнёвом саде», но были и прекрасные работы в спектаклях «Женитьба», «На дне», «Гроза», «Живой труп», «Без вины виноватые», «Ревизор» и другие.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Фаина Раневская в спектакле «Человек в футляре».

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Фаина Раневская в спектакле «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Лебединой песней театральной жизни Фаины Раневской стал спектакль «Дальше тишина», в котором они в паре с Ростиславом Пляттом играли трогательную супружескую пару. В 1969 году состоялась премьера спектакля, и на протяжении 13 лет спектакль пользовался огромным успехом, в дни их выступлений в театре был аншлаг.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Этим спектаклем Фаина Георгиевна Раневская 24 октября 1982года закончила свою театральную карьеру.

С 1934года началась её работа в кино. В фильме «Пышка» она прекрасно сыграла роль госпожи Луазо.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Более тридцати больших и малых киноролей на счету Фаины Раневской, каждую из них можно назвать шедевром, многие разобраны на афоризмы, которые, кстати, она часто сама и придумывала. Актриса не боялась быть смешной и некрасивой, она стремилась глубоко прожить роль и правильно раскрыть образ героя.

Романс из фильма «Александр Пархоменко» (1943г.) демонстрирует её вокальные способности, хоть и в шутливой форме.

А вообще, Фаина Георгиевна в кино чаще снималась в комедийных фильмах и это у неё замечательно получалось. Кадры из комедии «Лёгкая жизнь» (1964г.) с Юрием Яковлевым.

Очень удачной была роль мачехи в фильме «Золушка» (1947г), да и сам фильм Евгения Шварца полюбился и взрослым, и детям.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Фаина Георгиевна тоже любила эту роль и этот фильм.

Но особую популярность принесла Раневской работа в фильме «Подкидыш» (1939г.). Фразы её героини «Муля, не нервируй меня!», «Не видишь, я музицирую» и другие – моментально ушли в народ и буквально «прилипли» к Фаине Раневской.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Здесь героиня Раневской «музицирует».

А по этому фрагменту из фильма «Подкидыш» можно убедиться, что не зря он является одним из любимейших комедийных фильмов в нашей стране.

Много раз Фаина Георгиевна снималась в сатирическом киножурнале «Фитиль», создавая очень узнаваемые образы. «Карты не врут»,- говорит героиня этого ролика.

А ещё для многих незабываем голос Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся», который она озвучивала.

Личная жизнь Фаины Георгиевны не сложилась, она так и не вышла замуж, у неё не было детей. В конце жизни её сестра Изабелла попросила Фаину забрать её к себе в Россию, с помощью Фурцевой это удалось сделать, но Изабелла прожила недолго и Раневская опять осталась одна. В быту она была скромна, богатства не нажила, да и не стремилась к этому. Её богатством была работа и друзья, которых у актрисы было много. В разные годы она общалась с Маяковским, Обуховой, Цветаевой, Ахматовой, Утёсовым, Орловой, Марецкой и ещё с многими, многими известными людьми, которые ценили её талант и человеческие качества.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Фаина Георгиевна Раневская была любима народом и во всём мире. В 1992году она включена в английскую энциклопедию «Кто есть кто» (Who is who), как вошедшая в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. Она имеет звания «Заслуженный артист РСФСР», «Заслуженный артист СССР» и «Народный артист СССР», была трижды лауреатом Сталинской премии, удостаивалась ордена «Знак почёта», дважды - ордена Трудового Красного Знамени и ордена Ленина.

Умерла Фаина Георгиевна 19 июля 1984года в Москве и похоронена на Донском кладбище вместе с сестрой.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

В родном городе Таганроге на улице Портовой актрисе установлен памятник.

Фаина Раневская: «Я всегда была собой»

Фаина Георгиевна была образованным, культурным и очень остроумным человеком. У неё по каждому вопросу всегда было своё оригинальное мнение, которое укладывалось в очень точные фразы, быстро уходящие в народ в виде афоризмов. Конечно, даже очень короткий рассказ о ней не может обойтись без примеров этих её высказываний.

О себе

  • Я никогда не была идеальной, начиная от внешности и заканчивая характером. Но, зато, я всегда была собой.
  • Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
  • Чёрную кошку совсем не интересует, что о ней говорят серые мыши!!!
  • Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
  • Поклонников миллион, а в аптеку сходить некому.
  • Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!

Об одиночестве

  • Одиночество — это когда в доме есть телефон, а звонит будильник.
  • Одиночество — это состояние, о котором некому рассказать.
  • Одиночество как состояние не поддается лечению.
  • Одиночество – это когда некому рассказать сон.
  • Спутник славы — одиночество.
  • Нет болезни мучительнее тоски.

О людях

  • Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты.
  • Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
  • Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить.
  • Запомните: за всё, что вы совершаете недоброе, придётся расплачиваться той же монетой… Не знаю, кто уж следит за этим, но следит, и очень внимательно.
  • Жизнь слишком коротка, чтобы портить её диетами, жадными мужчинами и плохим настроением.
  • Дамы, не худейте… Оно вам надо… Уж лучше к старости быть румяной пышкой, чем засушенной мартышкой.

О работе и о таланте

  • Талант — как бородавка — либо он есть, либо его нет.
  • Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
  • Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  • Деньги съедены, а позор остался. (о работе в кино).
  • Сняться в плохом фильме — все равно, что плюнуть в вечность.
  • Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

О здоровье

  • Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
  • Склероз нельзя вылечить, но о нем можно забыть.
  • На вопрос: «Вы заболели, Фаина Георгиевна?» — Раневская обычно отвечала: «Нет, я просто так выгляжу».
  • «Почему Вы не сделаете пластическую операцию???» — А толку? Фасад обновишь, а канализация все равно старая!
  • Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.
  • Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

О женщинах и мужчинах

  • Женщина умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  • Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
  • Миф о том, что женщинам нужны только деньги, придумали мужчины, у которых денег нет.
  • Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна для того, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным.
  • Если женщина называет мужчину самым умным, значит, она понимает, что второго такого дурака ей не найти.
  • Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины, и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.

Теги: